Приветствую Вас Гость
Четверг
06.02.2025
07:53
Меню сайта
Актуально
"Для всех и каждого" [29]
выпуск №3 Апрель 2011г.
"Для всех и каждого" [13]
выпуск №2 Декабрь 2010г.
"Для всех и каждого" [4]
выпуск №1 Сентябрь 2010г.
Участвуй в опросе
Смотрите ли Вы телепередачи, посвященные проблемам психологии?
Всего ответов: 300
Активность

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сотрудничество
  • НАЧОУ ВПО СГА
  • Центр "Диалог" (Раменское)
  • Минин Д.А. - врач-психиатр
  • Кузяевская школа (Раменский р-он))
  • МОУ СОШ №7 г. Люберцы
  • МОУ ООШ №17 пос. Томилино
  • Детские деревни SOS(Томилино)



  •  
         
           
    Главная » Статьи » "Для всех и каждого"

    Правила взаимодействия с подростком

    Итак, как же найти общий язык с подростком?                                                                                   

    Переход к подростковому периоду сопровождается резкой ломкой психики, получившей название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которая она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становиться общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

    Что же делать родителям? Прежде всего – понять и принять противоречивость, конфликтность развития как должное. Осознать, что в детях продолжается лишь часть их личности. Поэтому выбор должны делать не взрослые, а подросток. Взрослые могут предложить сыну или дочери варианты. Правда, для этого нужно измениться самим. А пока попробуем освоить несколько несложных правил, которые помогут Вам приблизиться к своему чаду: 

    Правило 1: позитивный настрой

    Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека.

    Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют злость и гнев, то надо прежде привести себя в равновесие (глубокий вдох-выдох, переключение внимания…). Еще один вопрос: «каково мое отношение к ребенку?». Если негатива больше, то вам не удастся достичь взаимопонимания. Обратитесь к воспоминаниям: наверно, были ситуации, когда ваш ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнение о других достоинствах ребенка. В любом случае переключитесь на позитивные стороны в поведении ребенка.

     Правило 2: доверительное взаимодействие

    Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.

    Древние философы говорили: можно перейти только тот мост, к которому подошел. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

     Правило 3: субъективность взаимодействия

    Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.

    Задача взрослого – научить ребенка «держаться на воде», а не формировать постоянную зависимость от взрослого.

     Правило 4: выявление причин

    Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие:

    а) стремления привлечь к себе внимание;

    б) стремления к самоутверждению; многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;

    в) нравственно-духовной незрелостьи, ведущей к обесцениванию чувства любви, добра;

    г) стремления отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.

     Правило 5: последовательность во взаимоотношениях

    Вы не достигнете желаемого результата, если будете менять свою позицию или ваши слова, заявления не будут соответствовать вашим действиям.

    Например, вы говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Негативизм подростка проявляется в том, что не хочет слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые он слышал из лицемерных уст.

     Правило 6: позитивность взаимодействия

    а) постановка позитивной цели. Не «брось курить, перестань опаздывать», а «веди здоровый образ жизни, приходи вовремя»;

    б) опора на положительные качества, восстановление позитивного ощущения. «Я плохой» - это негативный жизненный сценарий.

     Правило 7: поощрение положительных изменений

    Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением «тройки» по русскому языку, но если твердая «тройка» получена после «двоек», то это надо учесть.

    Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.

     Правило 8: привлекательная альтернатива

    Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.

    Например, подросток курит или употребляет нецензурные выражения, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Тогда может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих иные ценности: посещение кружка, секции, переход в другую компанию.

     Правило 9: компромисс

    Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему «лазейку» для сохранения самого себя.

    В лагере был подросток, который долго не засыпал и «заводил» весь лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало его. Выходом из ситуации стало назначение этого подростка в группу ночной охраны лагеря.

     Правило 10: гибкость

    Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.

    С тревожными детьми (ощущение неадекватности, чувство вины) – проявляйте интерес к их чувствам, а с несговорчивыми нарушителями акцентируйте свое внимание не на внутренних, а на внешних способах контроля поведения.

     Нам, взрослым, следует понять, что современные подростки действительно не такие как мы. Но это не означает, что они хуже нас. Они просто другие. Нам нужно повышать свою компетентность в вопросах воспитания подростков, расширять представления об особенностях подросткового периода, как у самих подростков, так и у взрослых, живущих рядом.

    Категория: "Для всех и каждого" | Добавил: педагог-психолог (26.09.2011)
    Просмотров: 1140 | Рейтинг: 5.0/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Создать бесплатный сайт с uCoz